Главное меню:
Пресса о нас
Газета «Вечерний Саранск» Март 2008 года «Мордовоптцентр»: в ногу со временем Сегодня «Мордовоптцентр» - самый большой оптовый комплекс в Мордовии. Ежедневно здесь осуществляют закупки сотни магазинов и оптовиков из нашей республики и соседних областей. Именно здесь сконцентрирована существенная доля алкогольного и продовольственного опта Мордовии. На территории оптового центра торгуют, хранят и распределяют продукцию по магазинам свыше 60 предприятий перерабатывающей отрасли и оптовых фирм. Здесь активно функционируют банк, транспортные, юридические компании, предприятия общественного питания. Здесь базируются несколько производственных компаний. «Мордовоптцентр» является инфраструктурным предприятием. Ключевым направлением деятельности «Мордовоптцентра» является строительство и сдача в аренду складских, торговых, офисных площадей, организация широкого спектра услуг. В настоящее время общая площадь всех помещений имущественного комплекса составляет 20 тыс. кв. м. (в июне 2008 г. достигнет 25 тыс. кв. м). На протяжении ряда лет «Мордовоптцентр» является холдингом, в состав которого входят такие успешные компании, как «Сарторг», «Стройцентр», «Сегмент-К», «САРИН» и другие. - Вадим Михайлович, какой Вы видите компанию на нынешнем этапе развития и в будущем? Каковы проблемы оптовой торговли республики и пути их решения? – Наша компания – это несколько бизнес-единиц, объединенных общими задачами, общим руководством и нацеленных на развитие малого бизнеса и оптовой торговли, поиск и реализацию инновационных технологий. Дело в том, что инновации не всегда связаны с высокими технологиями и промышленным производством. Например, в оптовой торговле – «Меtro», «Леруа Мерлен» и др., в рознице – «МЕГА», OBI, IKEA, «АШАН». То, что последние объединены на одной территории – это уже инновация, которая экономит огромные средства на рекламу, подъездные пути, автостоянки, коммуникации и т.д. Успех этих компаний был невозможен без инноваций в разных областях: дизайн, организация торгового процесса, маркетинг, оптимизация логистики, подготовка персонала. Вот и мы стараемся не «вариться в собственном соку», постоянно находимся в поиске инновационных идей, которые можно реализовать в тех направлениях бизнеса, в которых мы работаем. Например, мы первые в Мордовии начали применять газовые инфракрасные излучатели в отоплении крупных складских и производственных помещений, производить пенобетон по западным технологиям, строить складские комплексы, применяя энергосберегающие материалы. Но, к сожалению, инновационных идей и энтузиазма не достаточно, чтобы закрыть потребность Мордовии в больших складских комплексах, логистических центрах. А потребность эта порядка 100 тыс. кв.м. Тем более речь идет о современных складских терминалах. От этого страдает оптовая торговля республики и нет развития в ее приоритетных направлениях: строительные и отделочные материалы, сельхозсырье и продукция перерабатывающей отрасли, одежда и обувь. Как следствие, - крайне узкий ассортимент в наших розничных магазинах, в них практически не представлены многие торговые марки и целые товарные группы. Из-за каждой мелочи приходится ехать в Н.Новгород или Пензу. Неудобно и, честно говоря, стыдно, но это результат нашей неэффективной работы и недостаточного внимания к проблемам оптовой торговли уже в течение последних двадцати лет. Оптовой торговле Мордовии необходимы инвестиции и инвесторы, т.е. компании, которые реально берут участок земли, строят логистический терминал, отвечающий европейским стандартам, и начинают там работать или сдают в аренду оптовой компании. Оптовой торговле Мордовии необходимы крупные российские и зарубежные компании в приоритетных направлениях, например, в оптовой торговле строительными материалами. Ну зачем нам иногородние оптовики в алкогольном сегменте, когда алкогольные компании республики считаются самыми высокоорганизованными и конкурентоспособными предприятиями в отрасли оптовой торговли. У нас в Мордовии работает одна пензенская компания, которая жестко демпингует и завозит широкий ассортимент иногородней водки, при этом республиканские компании в Пензу не пускают - административные барьеры. Несправедливо. Местным оптовым предприятиям необходима поддержка государства, а в приоритетных направлениях она особенно важна. Оптовую торговлю нельзя сравнивать с розничной. Учитывая высокую капиталоемкость и низкую рентабельность оптовой торговли, она не очень привлекательна для инвестиций. А если оптовая организация занимается реализацией продукции местных производителей, тем более за пределы республики, то ей вообще нужно включать «зеленый свет» во всех направлениях. Геоэкономическое положение Мордовии позволяет нам иметь межрегиональный оптовый центр, обеспечивающий транзит, хранение и переработку товарных потоков центра России. Настало время и в этом направлении нам шагнуть в будущее. - На Ваш взгляд, в каком направлении будет двигаться предпринимательство, каковы пути его развития? - Я считаю, что в ближайшем будущем на российском рынке предпринимательство станет таким же важным игроком, как крупный бизнес и государство. Во многих экономически развитых странах малый и средний бизнес имеют долю в ВВП более 50%. Первое, что необходимо сделать, это стабилизировать финансовое положение субъектов малого предпринимательства, совершенствовать финансово-кредитную поддержку, активизировать рынок финансовых услуг. Малому бизнесу финансы по-прежнему не доступны. Гарантийный фонд, созданный недавно в Мордовии и призванный предоставлять гарантии малым предприятиям для получения кредита в банках, пока не работает. Будем надеяться, что организационный период не затянется. Одна из задач предпринимательства – инновационные, наукоемкие бизнес-проекты и привлечение венчурных инвестиций. Но и здесь есть проблемы. Первая, в России и в республике в частности, отсутствует процесс коммерциализации научных разработок. У нас по-прежнему наука отдельно, бизнес отдельно. В экономически развитых странах существуют различные механизмы коммерциализации науки. Например, технопарки. Между государственными научными лабораториями, университетами с одной стороны, и коммерческими инновационными предприятиями, выращенными в технопарке, с другой стороны, заключаются достаточно прозрачные соглашения. Государство выбирает приоритетные направления и финансирует науку, бизнес использует полученные результаты, доводит идею до готового продукта. Таким образом, большой процент разработок, созданных на бюджетные деньги, внедряется в производство. В Мордовии тоже создан технопарк. Вообще Россия переживает вторую волну эйфории от технопарков, первая, как известно, была в начале 90-х годов. Тогда тоже кто-то «наверху» сказал, что надо переходить от сырьевой экономики к инновационной, что надо «взращивать» предпринимателей в инновационной сфере. Технопарки стали появляться как грибы после дождя. Потом о них забыли. И сегодня успешно работающих осталось около 8. Все они работают при крупных университетах, таких как МГУ им. М.В.Ломоносова, Московский университет электронной техники в Зеленограде, МИФИ, Томский, Санкт-Петербургский, Саратовский технические университеты. Сейчас началась новая волна – технопарки загнали в свободные экономические зоны (СЭЗ), тем самым оторвали от основного источника инноваций – университетов. Много технопарков появилось в регионах, где представители местных властей рапортуют, что у них будет лучший в мире технопарк и в кратчайшие сроки. Они часто не понимают их назначение, но деньги выделили – надо строить. Они считают, что деньги, земля и здания обеспечат непременный успех технопарка… А ведь основная функция технопарков заключается в создании и выращивании малых наукоемких фирм до уровня устойчиво работающих предприятий. В технопарке необходимо создать благоприятную среду и инфраструктуру, организовать взаимодействие между учеными-разработчиками и инновационными предпринимателями. И может быть через 2-3 года будут первые результаты. На мой взгляд, основные функции, цели и задачи созданного в Мордовии бизнес-инкубатора аналогичны. Они пересекаются в том, что бизнес-инкубатор также должен выращивать новое поколение предпринимателей только в более широком спектре отраслей экономики. При этом необходима всесторонняя поддержка органов власти, должны быть существенные инвестиции и другая материальная помощь. И еще, у руководства технопарка и бизнес-инкубатора должны стоять грамотные менеджеры, преданные идее, порядочные люди. И даже при выполнении всех условий не следует ждать сиюминутной прибыли от этих организаций. Отдача будет позже, когда вырастет новая плеяда современно мыслящих предпринимателей. Вторая, в Венчурном фонде, так же как и в других фондах существует Совет (или комиссия), который принимает, исходя из своих субъективных соображений, положительное или отрицательное решение. Совет считает, что идеи, которые предлагаются нашими учеными, не имеют товарного вида и законченности. Ну отчасти с этим можно согласиться, но также наивно предполагать, что наши ученые, 100 лет оторванные от жизни (и от производства) как монахи в тибетских монастырях, вдруг будут готовить показательные инновационные бизнес-проекты. Я – 20 с лишним лет предприниматель, подготовил более 20 бизнес-проектов, имею так называемую научно-исследовательскую группу, готовую создать новый продукт, не знаю с какой стороны подойти к созданию инновационного бизнес-проекта. Надо Венчурному фонду поработать с предпринимательским сообществом, со светилами мордовской науки, семинар провести, донести до народа, о чем Совет думает. Вот Вам, кстати, и административный барьер, тормозящий развитие инновационного предпринимательства. А потом Министерство торговли отчитывается о недостаточном количестве бизнес-проектов, соответствующих венчурному финансированию. Поэтому финансово устойчивые малые и средние предприятия, у которых есть залоговая база, берут кредиты и инвестируют проект самостоятельно, без помощи государства. - Значит помощь от государства малому предпринимательству не нужна? - Она просто необходима, но не в том виде, в котором ее предлагают. Давайте посмотрим, какую программу поддержки развития малого предпринимательства в РМ приняло Министерство торговли. Данная программа отбрасывает нас далеко назад, в каменный век. Как будто нет мощного развития экономики в России, нет позитивного отношения к малому бизнесу со стороны государства, общества. Т.е. в целом в стране направление вектора отношения к предпринимательству поменялось на противоположное. Мы находимся на пороге мощного предпринимательского бума. Теперь почитайте мероприятия нашей программы и суммы, заложенные на их выполнение. Бесспорно, в «Комплексную программу развития предпринимательства в РМ на 2008-2010 гг.» необходимо внести изменения. Ее мероприятия должны быть увязаны с главными направлениями развития республики, например с реализацией национального проекта «Развитие АПК». Программа должна поддерживать инновации в любой отрасли малого бизнеса, все мероприятия в ней должны быть на это нацелены и взаимосвязаны с работой Бизнес-инкубатора, Технопарка, Гарантийного фонда. Выше мы говорили о приоритетных для Мордовии направлениях развития малого предпринимательства, а еще есть издавна привлекательные отрасли. Бизнесмены во всем мире в первую очередь осваивают сферу услуг. Это не только розничная торговля и общепит. Речь идет о социальных, бытовых, медицинских, юридических услугах и т.д. В будущем малый бизнес обязательно станет активно проникать во все эти отрасли. Уже сейчас эти виды деятельности активно развиваются нашими бизнесменами. При этом надо четко понимать - в дальнейшем государство будет участвовать только в крупных проектах, которые не под силу не только малому, но и крупному бизнесу. Это, например, разработка и добыча полезных ископаемых, построение колоссальных по масштабам олимпийских объектов, федеральных автомагистралей и железных дорог, военно-промышленный комплекс, энергетика и авиакосмическая отрасль. Многие другие сферы станут полем для реализации своих идей представителями малого бизнеса. - Вадим Михайлович, какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать предприниматель, чтобы быть успешным в бизнесе? И каков Ваш личный секрет успеха? У каждого своя формула успеха, у каждого свой путь. Но если уж ты стал предпринимателем, надо постоянно расширять свое видение мира, следить за тем, что происходит в стране и за ее пределами, желательно ощутить это своими органами чувств. Предприниматель также должен быть физически здоровым, постоянно пополнять свою энергетику. К сожалению, вокруг много негативного. Надо каждый день осознанно делать добро, а не тупо зарабатывать деньги. Надо каждый день с удовольствием делать свою работу, и успех придет сам по себе. В профессиональном управленческом плане я стараюсь брать все лучшее из различных управленческих культур и экономических традиций, пробую их сочетать, пытаюсь найти «золотую середину». Например, с Запада надо брать высокие технологии и системы управления экономическими процессами, которые шлифовались десятилетиями и вызывают уважение. С Востока - это философию бизнеса, систему подготовки кадров. Восток внес в бизнес элемент духовности, интуиции. Поэтому мне ближе восточный опыт развития бизнеса. Если европейский предприниматель обычно говорит, что бизнес – это образ жизни, то китайский или японский бизнесмен скажет, что бизнес – это и есть сама жизнь.
Главная страница | О нас | Наши координаты | Контакты | Список услуг | Арендаторам | Организации | Наши проекты | Пресса о нас | Деятельность по закупкам | Вакансии | Электроэнергия | Карта сайта