Главное меню:
Пресса о нас
Газета «Малый бизнес Мордовии»
Февраль 2008 года
«Мордовоптцентр»
Вадим Петряев в особом представлении не нуждается. В нашей республике он известен не только в бизнес-сообществе. За его плечами – двадцать лет предпринимательской деятельности. Он постоянно в поиске – объездил полмира, прочитал тысячи книг, имеет три высших образования. Свое первое коммерческое предприятие – молодежный центр «Парус» при РК ВЛКСМ – он открыл в 80-е годы прошлого века. Затем Вадим Михайлович успешно освоил производство строительных материалов, а сеть розничных продовольственных магазинов с торговой маркой «Альтернатива» в начале 90-х была знакома каждому жителю Саранска.
Переломным моментом в профессиональной деятельности Вадима Петряева стала шестимесячная стажировка в Германии на предприятиях оптово-розничной торговли. Именно немецкий опыт развития и построения финансово-хозяйственной деятельности Вадим Михайлович впоследствии стал внедрять на своем предприятии – ООО «Мордовоптцентр», которое было создано в 2000 году. Сегодня «Мордовоптцентр», пожалуй, – единственное в республике стабильное и сильное предприятие оптовой торговли, доход которого за последние 5 лет вырос в 8 раз. Общая площадь всех помещений имущественного комплекса на сегодняшний день составляет 20 тыс. квадратных метров, и именно здесь сегодня сосредоточен весь алкогольный и значительная часть продовольственного «опта» республики. Вот уже несколько лет «Мордовоптцентр» представляет собой холдинг, в который входят успешные компании, такие как «Сарторг», «Сегмент-К», «Стройцентр», «САРИН» и другие. Холдинг под руководством Вадима Петряева осуществляет самые различные виды деятельности: строительство, сдача в аренду площадей, оптовая торговля алкоголем, организация общественного питания, производство стройматериалов, мебели, кондитерских изделий.
- Вадим Михайлович, каким, по-Вашему, должен быть современный предприниматель?
- Предприниматель должен быть интуитивным, гибким, образованным. Не в том смысле, что у него должен быть диплом, а в том смысле, что он должен обладать современными знаниями, представлять, что происходит в мире, как развивается бизнес в соседних регионах и странах. И я говорю не столько о западном, сколько о восточном опыте развития бизнеса. Не случайно сегодня каждый второй «продвинутый» предприниматель едет в Японию или Китай, чтобы посмотреть, как там развивается производство. Запад – пройденный этап (особенно Америка), все, что там было создано, было создано прошлыми поколениями.
- Вы часто ездите на Восток за опытом?
- В последнее время я бываю там достаточно часто. И это очень помогает мне в работе. Восточный менеджмент мне гораздо ближе, нежели столь популярный сегодня западный. Поэтому свою линию управления компанией я выстраиваю по восточному типу. Например, западная экономика построена на уничтожении сильным более слабого, порой, любыми путями... Восточное же предпринимательство другое, в нем есть духовность и моральные принципы. Мне кажется, что восточная философия очень близка русскому человеку, она ничего не навязывает, не ломает уклад русского человека и его суть. Восточная бизнес-культура, организационная структура, методы воспитания специалистов и управленцев могут дать российскому, в том числе и республиканскому, бизнесу гораздо больше знаний и пищи для размышлений, чем западная бизнес-культура.
- Как Вы оцениваете уровень государственной поддержки бизнеса, существующей на сегодняшний день?
- У нашей страны амбициозные планы, она быстро растет, и скорость ее развития набирает обороты с каждым годом. О том, что сегодня нужно развивать малый бизнес, говорится очень много и на федеральном, и на региональном уровнях… И возможно скоро мы станем свидетелями нового Национального проекта. Я внимательно изучил Комплексную программу развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2008-2010 годы, которую собирается претворять в жизнь Министерство торговли и предпринимательства республики. С такой программой, с такими мизерными целями и планами, при таком ущербном финансировании о каком-то развитии малого бизнеса в республике не может быть и речи. Если эта программа не будет пересмотрена, то я могу с уверенностью утверждать, что в течение всех лет ее действия предпринимательство будет опять прозябать.
- То есть малый бизнес не развивается, потому что не имеет должной господдержки?
- В нынешнем бизнес-сообществе есть прослойка предпринимателей, твердо и уверенно «стоящих на ногах», которым не нужно никакое субсидирование банковских ставок, у которых нет проблем с кредитами, которым не нужна государственная поддержка... Но сейчас просто жизненно необходимо обновлять предпринимательскую среду. Статистика такова, что около восьмидесяти процентов нынешних предпринимателей занимаются розничной торговлей... Хотя очевидно, что заниматься только этим - «вчерашний день». Сегодня много толковой, грамотной молодежи, взгляды которой устремлены в другие сферы и области бизнеса, которые понимают, что «вкладываться» нужно в новые технологии, инновации... Для старта в таком бизнесе нужно много денег – вот им-то сегодня и нужна серьезная государственная поддержка. Но с такой государственной программой нового отряда предпринимателей не будет, потому что не решаются главные проблемы, одна из которых – где взять денег для старта серьезного предприятия.
Будущее отряда «стариков» от розничной торговли достаточно просто прогнозировать. Те, кто «пробивается» сейчас по своим амбициям, познаниям в области технологий производства и инноваций, сильнее «старой гвардии» предпринимателей.
- Как Вы считаете, что необходимо сделать сегодня, чтобы завтра вести бизнес стало лучше?
- Для начала, пересмотреть программу государственной поддержки. Сегодня малый бизнес призывают обратить свое внимание на АПК. Тем не менее, какого-то движения в этом направлении я не замечаю. Более того, малый бизнес сегодня вообще никуда не идет. И не только потому, что нет желания, а потому, что у нас такие программы поддержки. Как сегодня помогают «стартовать» и развиваться производственникам? По сути, никак. Та же оптовая торговля в республике находится в упадке. Я много лет пытался доказать, что оптовая и розничная торговля – это разные вещи. Тем предпринимателям, которые предлагают хороший бизнес-план в области оптовой торговли, нужно всячески помогать, для того чтобы создавать и укреплять республиканский оптовый рынок. Если эта ниша будет свободна, то не сегодня-завтра в республику придут «оптовики» из соседних регионов. Но продвигать продукцию республиканских производителей они не будут – они привезут свои товары.
- Как Вы считаете, за какими сферами будущее малого бизнеса в Мордовии?
- Несомненно, это высокотехнологичное промышленное производство и сотрудничество в этой сфере с крупным бизнесом. Необходимо стремиться к венчурным инвестициям. И, конечно, сельское хозяйство и все, что с ним связано: первичная обработка, хранение, переработка и т.д. На мой взгляд, главный национальный проект страны сегодня – это развитие АПК. Плодородная земля – один из полезнейших ресурсов нашей родины, которого нет ни в одной стране мира. Слава Богу, что на сельское хозяйство обратили внимание. Ведь во все времена Россия была аграрной страной. И малый бизнес тоже обязан осваивать это направление.
- Так почему же сельское хозяйство не привлекает мордовских бизнесменов?
- А что вы хотите от предпринимателей, если даже в республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства не сказано об этом ни слова, а сумма, которая заложена для субсидирования банковских ставок для предприятий, участвующих в развитии национальных проектов, просто мизерная. Обвинить бизнесменов в том, что они не хотят «расти», развиваться, осваивать АПК, и на этом успокоиться – слишком просто. В сельском хозяйстве нужны специфические знания, специалисты, которых вечно не хватает. Решить эти проблемы одномоментно просто невозможно. Предпринимателям, которые решили развернуть свой бизнес в сельском хозяйстве, нужна серьезная государственная поддержка, а одними уговорами никого с места не сдвинешь. Наша компания решила попробовать свои силы в этой сфере. В этом году «Мордовоптцентр» откроет два филиала в Атяшево и Торбеево. Одним из направлений их деятельности будет обеспечение жителей близлежащих районов самыми необходимыми товарами по самым доступным ценам. Второе направление работы – это предоставление в аренду специально оборудованных помещений для хранения сельхозсырья, предпродажная подготовка плодоовощной продукции и т.д. Конечно, мы не будем сами выращивать зерновые – для этого есть более профессиональные люди, но наша компания внесет свой вклад в развитие АПК республики. Лично мне не безразлично будущее Мордовии, я не собираюсь отсюда уезжать.
- Какие еще изменения в холдинге произойдут в ближайшем будущем?
- Кроме тех направлений, о которых говорилось выше, - строительство новых складов. Сейчас мы строим много новых складских помещений и знаем, что они сразу найдут своих потребителей, уже стоят в очередь. Своими силами уже возведен комплекс, который получил название «Альпийская деревня». В ближайшие три месяца мы вводим в эксплуатацию два современных торгово-складских комплекса площадью 3 тыс. кв.м. и 1 тыс. кв.м. Более того, в дальнейшем всем старым объектам инфраструктуры «Мордовоптцентра» мы придадим новый образ в европейском стиле, используя современные строительные материалы, дикий камень, дерево... Внедряем новые технологии в производстве бетонных изделий, пенобетона, мебели. Есть и более серьезные проекты, но об этом позже.
- Такие планы может себе позволить только финансово зрелое предприятие. Вы делаете это, чтобы продемонстрировать свою состоятельность?
Я ничего не демонстрирую, мы это уже давно прошли. Мы делаем это для всех людей, которые здесь работают по десять-двенадцать часов в сутки, для работников холдинга и наших арендаторов. Цель подобного преображения проста – выйти на новый уровень работы и жизни. Мы стремимся к эстетике, культуре труда и прилагаем массу усилий, чтобы здесь было приятно работать. Мы построили уютное кафе, опять-таки в альпийском стиле, где можно пообедать по-домашнему за шестьдесят рублей. У нас есть свой оздоровительный центр, баня, пекарня. Я с большим пристрастием отношусь в подбору людей в свою команду, потому что не люблю пустых честолюбцев, интриганов, лентяев… За пределами города стараюсь создавать свой «городок» в лучших традициях Запада и Востока, в котором для меня важна каждая деталь.